Хочу довести информацию для учета в работе о рейтинге регионов по результатам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом динамики показателей за трехлетний период.
Вы знаете, что в понедельник Дмитрий Анатольевич Медведев, Председатель Правительства, проводил совещание с вице-премьерами, министры докладывали, и эта информация была опубликована на сайте Правительства Российской Федерации.
С учетом того, что у нас часто по-разному трактуют эту информацию, я на некоторых аспектах остановлюсь.
Данный рейтинг проводится с 2008 года, методика совершенствовалась. В разные годы было разное количество, наибольшее количество - было более 300. В 2012 г. эта методика существенно изменилась. Правительством Российской Федерации утверждено 12 комплексных показателей. С учетом того, что Российская Федерация – огромная страна, каждый субъект Федерации имеет свои особенности, регионам была предоставлена возможность включить еще 2 индивидуальных показателя. Тем самым, регионы оценивались по 14 показателям.
В формуле оценки эффективности на развитие экономики региона приходится 50 % совокупного удельного веса показателей, то есть это является ключевым, на развитие социальной сферы – 30 %, на результаты опросов населения – 20 %.
Из 14 показателей с учетом специфики и особенности регионов мы выполнили индикаторы по 11, по 3 показателям мы не выполнили. На них хочу остановиться отдельно. Не достигли индикаторов, определенных Правительством Российской Федерации, прежде всего, по инвестициям в основной капитал. О них можно говорить по-разному, у нас есть проект «Солнечные батареи», ряд других объектов, но это нас не должно успокаивать. Мы должны привлекать инвестиции. Без вложений инвестиций в основной капитал мы можем потерять и динамику.
Второй показатель – это располагаемые реальные денежные доходы. Рост у нас есть, но с учетом подсчитанных расходов нам надо здесь смотреть и располагаемые доходы домашних хозяйств. В динамике здесь показатели достойные, но, в то же время, мы не достигли своих утвержденных показателей. И третий показатель – это доля выпускников, не сдавших ЕГЭ.
По итогам оценки всех показателей Чувашия поднялась с 28-го на 20-е место, и мы вошли в 20-ку динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Вы помните, по итогам 2012 года мы были на 28 месте, сейчас на 8 позиций улучшили свой рейтинг. В то же время могу сказать, что 40 субъектов Российской Федерации ухудшили свои позиции по итогам 2013 года.
Республика демонстрирует значительные темпы роста таких показателей, как оборот продукции, производимой малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, на 1 человека. Хотя здесь мы постоянно на рабочих совещаниях обсуждаем, есть еще вопросы к предпринимателям, к нам по созданию благоприятной среды, чтобы без страха заработанные финансовые средства наши предприниматели вкладывали в создание новых рабочих мест.
Второй показатель – это объем налоговых и неналоговых доходов на 1 жителя. У нас идет увеличение в удельном показателе собственных доходов, это управление общественными финансами. Третье – удельный вес введенной общей площади жилых домов. Четвертый показатель – снижение уровня безработицы.
Положительное влияние на рейтинг республики оказал и опрос населения по деятельности региональных органов власти. Я говорил, что согласно данным опросов населения, доверие жителей республики к органам власти увеличивается. Но мы все знаем, что еще есть вопросы, где мы должны усилить свою работу.
В то же время хочу подчеркнуть, у нас в республике один из лучших показателей по ожидаемой продолжительности жизни: по оценкам 2011-2013 г. в среднем составляет 70,3 года. Снижение уровня смертности населения – 1141,1 промилле. Это тоже хороший показатель, который является следствием здорового образа жизни и питания населения, не требующих миллиардных затрат. Процессы диспансеризации также влияют на соответствующую положительную динамику. Но когда человек заболевает, ему должны оказывать своевременную медицинскую помощь.
Доля детей, оставшихся без попечения родителей. Мы, действительно, закрываем детские дома и интернаты, передаем детей на воспитание в наши семьи по их желанию. Создали дополнительную мотивацию. Нужно подчеркнуть, что эти решения принимаем на благо нашего общества в целом и на воспитание детей.
Благодаря увеличению собственного налогового потенциала и эффективному управлению государственным долгом, госдолг снизили на 6,5%. И по этому году все обязательства, которые запланированы, выполняем.
Увеличение госдолга будут жестко отслеживать Правительством РФ, и, прежде всего, расходы неинвестиционного характера. Светлана Александровна (Енилина С.А. – министр финансов Чувашской Республики), я говорил о необходимости контроля. Расходы предельно оптимизированы, что некоторые даже начинают возмущаться, но другого варианта у нас просто нет. Неэффективные расходы мы должны максимально сокращать. Это деньги наших налогоплательщиков. Органы власти должны четко работать с финансовыми средствами.
Наша дальнейшая задача – детально проанализировать объективные и субъективные причины не выполнения отдельных показателей. У нас есть резерв, потенциал. 4 месяца уже позади, и мы до конца года должны удержать положительную динамику, включая увеличение доходов населения.
Кроме всего этого, в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации в критерии оценки будет включен показатель по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
6 мая Правительство РФ выделило дополнительно регионам миллиарды рублей. Чувашии эту сумму увеличили на 462 млн. рублей, общая сумма через федеральный фонд содействия ЖКХ будет составлять около 2 млрд. 15 млн. рублей. Это инвестиции в строительную отрасль.
Органы местного самоуправления это тоже понимают. Наша задача – выполнить все те мероприятия, которые мы в программе заложили. Люди ждут, когда их будут переселять в неаварийный жилищный фонд. Я не говорю о новых домах, а говорю о неаварийном жилищном фонде. Поэтому, используя внутренний резерв, я полагаю, что и органы местного самоуправления вместе с нами, с общественностью примут все меры для решения поставленных задач. Мы не имеем право ухудшить эти показатели, а должны даже улучшить их. Мы взяли обязательство - повышать качество жизни. Это показатели, где проводится комплексная оценка, оцениваются индикаторы по улучшению качества жизни и улучшения общественно-политической ситуации. Кроме всего этого, предусмотрен фонд стимулирования по этому рейтингу. Когда получим полную информацию - доведем до общественности. Спасибо за внимание.