РЖД-ТВ
Сегодня вы говорили об импортозамещении. Хотелось бы узнать, какими будут результаты для РЖД и для Чувашской Республики?
Владимир Якунин
- Я уже говорил, что импорт составляет в наших объемах закупки около 4%. Поэтому ориентация на отечественного производителя присутствовала на протяжении всего существования нашей компании. Посетив данное предприятие, я могу сказать, что я порадовался просто даже как инженер, увидев то производство, которое здесь сегодня функционирует. К сожалению, погрустил в связи с тем, что высокопроизводительные станки по изготовлению печатных плат все импортные, надеюсь, что наши появятся. И подводя итог, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, сегодня, как никогда мы видим, что разговоры о диверсификации экономики должны перейти к практической программе реализации в соответствии с указаниями Президента страны, потому что рассчитывать на то, что нам кто-то поможет, нам не приходится. Сотрудничать – да, это другое дело. Но это сотрудничество должно быть взаимовыгодным, и ни в коем случае не ставить в зависимость железнодорожную отрасль. Мне кажется - такой подход, примером тому служат взаимоотношения с предприятиями Чувашии, они демонстрируют, что мы это реализуем.
Два приведу примера по импортозамещению. Один, это, наверное, всем знакомый проект «Ласточка», олимпийский проект, по контракту доля локализации должна достигать 80% к 2017 году, сегодня мы уже имеем локализацию по «Ласточке», хотя есть элементы импортозамещения, 55%. А, говоря о компании, мы перед собой поставили задачу и считаем главным импортозамещение не металла, а программных продуктов. Переход на программные продукты, написанные российскими программистами, российскими специалистами, и нами скоро будет утверждена программа перехода систем управления на российскую программную базу до 2017 года, т.н. открытую систему ПО. У нас очень большие контакты с нашими итальянскими, зарубежными коллегами и российскими предприятиями. Это конкретный пример импортозамещения.
Михаил Игнатьев
- Спасибо за вопрос. Я еще раз могу подчеркнуть, что наши организации промышленного комплекса республики выстроили свои отношения с ОАО «РЖД» на взаимовыгодной основе. Мы с Президентом ОАО «РЖД» Якуниным Владимиром Ивановичем 5 лет назад подписали соглашение, и в течение 5 лет в среднем объем отгруженной продукции вырос на 15-20%, количество сотрудничающих предприятий увеличилось в 2 раза. Здесь звучала тема импортозамещения, которая на сегодняшний день актуальна. Наши ученые, наши конструкторы свои идеи, проекты претворяют в реальные дела, и производится продукция, которая сегодня конкурирует с аналогами мировых компанийки. Это ABB, Siemens, Alston. У нас создан электротехнический кластер, куда вошли 27 организаций промышленного комплекса, это, прежде всего, обрабатывающая промышленность. В связи с тем, что в республике нет богатых природных ресурсов, мы всегда вкладывали инвестиции в человека, в ребенка, который в детском саду, школьника, студента. И эти инвестиции сегодня дают хороший, серьезный результат. И мы дальнейшую работу эффективную, серьезную будем проводить с нашими компаниями, государственными корпорациями, в данном случае «Росатом», «РусГидро», нефтегазовая промышленность и рядом других компаний.
Надо сказать, что я оптимистично смотрю в будущее с точки зрения развития промышленности, обслуживающей РЖД, оптимистично смотрю в развитие производственной базы этих предприятий, и порукой этому является данное предприятие, на котором мы сегодня здесь находимся. Это новейшие технологии. Создание таких устройств, которых нет на западе, это, мне кажется, лучшее доказательство того, что мы переориентированы на импортозамещение. И наше предприятие в этой политике играет основополагающую роль.
ГТРК-Чувашия
Вопрос про ВСМ 2 «Москва-Казань». Многие страны, когда наступает кризис, отказываются от крупных инвестиционных проектов. Здорово, что Россия пока таких решений не принимает. Тем не менее, нынешние экономические условия как-то скорректируют этот проект, может быть, по срокам, по финансированию? И на какой стадии он сейчас находится?
Владимир Якунин
Мне нравится постановка Вашего вопроса, потому что пока именно Россия сдерживала развитие инновационных проектов в период кризиса, в то время как иностранные государства как раз наращивают эти инвестиции. Об этом свидетельствуют инвестиции в железнодорожный транспорт Норвегии, Чехии, Испании, Италии, Германии, я уже не говорю о Китае. Это свидетельство того, что, действительно, инструментом поддержания роста и развития экономики являются, прежде всего, инвестиции в инфраструктуру, инвестиции, как Михаил Васильевич сказал, в человека, в том числе это касается образования и здравоохранения. Соответствующие соглашения мы здесь сегодня подписывали – маленьким своим кусочком хотим поддержать политику Президента страны.
Что касается конкретного вопроса о высокоскоростном движении, то на сегодняшний день есть распоряжение Дмитрия Анатольевича (Медведева) о выделении средств на проектно-изыскательские работы. Мы очень рассчитываем, что никакие попытки все-таки найти способ и не выполнить это указание не будут успешными, и мы тогда в сентябре следующего года представим проект развития ВСМ уже в соответствующих проектных документах. Если это произойдет, то в сентябре закончим проектно-изыскательские работы, после этого 4 года на строительство. До 2018 года гарантируем, что построим высокоскоростной участок до Владимира и от Владимира до Нижнего Новгорода.