Добрый день, уважаемые коллеги!
Благодарю вас за оказанное доверие и возможность принять непосредственное участие в подготовке очередного заседания Государственного совета Российской Федерации.
Сегодня нам предстоит обсудить предварительные итоги и будущее государственной программы, направленной на ликвидацию аварийного жилищного фонда, и выработать предложения о дальнейших перспективных направлениях работы по ликвидации аварийного жилищного фонда.
Мы с вами не просто свидетели, а непосредственные участники беспрецедентного проекта, сравниться с которым по масштабу вполне могут комсомольские стройки советского периода.
Выражаю искренние слова благодарности Президенту России Владимиру Владимировичу Путину за постоянное внимание к повышению качества жизни, улучшению жилищных условий в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации.
Одним словом можно сказать, в принципе, на двух этапах разрешена историческая проблема по переселению из аварийного жилищного фонда в неаварийный жилищный фонд.
Жители Чувашской Республики высказывают слова благодарности. Просьба, Игорь Вениаминович (Левитин И.В.) к Вам, передать их Президенту Российской Федерации.
Касаясь первого этапа, можно сказать следующее: если увязать его с Указом № 600 от 7 мая 2012 года, инвестировано в новое жилищное строительство из всех источников финансирования 577,4 млрд рублей. Это огромные средства.
Цифры проекта по стране говорят сами за себя — участники программы, которые уже переселены, два этапа если взять, 1 млн 57 тысяч граждан России, обновлено будет 16,3 миллиона квадратных метров жилья.
Касаясь майского указа шестисотого, можно сказать, стоимость этой программы 421,6 млрд рублей, в том числе средства федеральные — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 188,2 млрд рублей.
Со строительной отраслью ещё же почти 20 смежных отраслей. Простимулировали жилищное строительство, были созданы десятки, сотни новых рабочих мест. Городская среда не только в столичных городах Российской Федерации, но и в малых городах, моногородах качество жизни улучшилось.
Касаясь теперь проблем, с которыми сталкивались, я их также хочу перечислить…. Сама программа позволила разработать и внедрить новые практики в сфере жилищного строительства, с другой стороны, выявила определенные проблемы, решение которых потребуется для дальнейшей ликвидации аварийного фонда. Потому что одно дело — люди на 1 января 2012 года стали участниками программы, другое дело – люди поднимают вопросы о тех домах, которые можно уже признать аварийными после 1 января 2012 года.
Регионы России приступили к IV, завершающему, этапу выполнения мероприятий программы.
На наиболее острых проблемах хочу остановиться.
Первая из них — не соответствие современным нормам аварийных малогабаритных квартир.
В соответствии с действующим законодательством гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, должны быть предоставлены жилые помещения равнозначные по площади ранее занимаемому жилому помещению.
Общая площадь расселяемых квартир нередко составляет от 9 до 15 кв. метров. При этом, с учетом соблюдения строительных норм и правил и отсутствием на рынке жилья квартир указанной площади, площадь предоставляемой квартиры превышает ранее занимаемую. Возникает необходимость изыскания дополнительных финансовых средств на оплату разницы между общей площадью аварийного и предоставляемого жилого помещения. Средства предусматриваются в местном бюджете или за счёт участника торгов, это строительные организации. Возникновение таких обязательств приводит к отдельным нарушениям сроков реализации программы.
Вторая существенная проблема — условия выкупа аварийного жилья. С одной стороны, механизм призван упростить и ускорить процесс ликвидации аварийного жилья. Выплатить компенсацию проще и быстрее, чем построить новое жильё.
Однако низкая оценочная стоимость аварийного жилья не позволяет собственнику рассчитывать на то, что он на компенсацию сможет купить себе другое жильё. Особенно актуальна проблема в отношении граждан, для которых аварийное жильё является единственным. Здесь же я хочу сказать, что получается на практике. У нас 65% аварийного жилья является муниципальной собственностью, и этот механизм практически не работает.
Третья проблема — нарушение сроков ввода многоквартирных домов и передачи квартир гражданам, а также предоставление некачественных жилых помещений. В погоне за сроками и экономией качеству жилья строительные организации нередко уделяют посредственное внимание или не уделяют его вовсе. Хотя администрирование налажено, эффективное взаимодействие регионов с Минстроем есть. Но в отдельных случаях возникают вопросы. Почему я об этом говорю? Когда проводятся торги, в некоторых случаях влезают «дельцы» и в итоге свои обязательства не могут выполнять.
На сегодняшний день проблема аварийного жилья стоит крайне остро и требует новых нестандартных решений, таких как финансовое участие жильца аварийного жилфонда. Мы все понимаем, что в дальнейшей перспективе полностью на безвозмездной основе это не может быть, и здесь нужно использовать другие инструменты.
Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 г. № 80 утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, которой предусмотрена разработка новых механизмов переселения. В рамках её реализации необходимо решить ряд системных вопросов.
Во-первых, установить единообразие трактовок понятия «аварийное жилье», выработать чёткие критерии в отношении ветхих домов, в определении износа здания, его отдельных конструкций.
Во-вторых, учитывая большие объёмы жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2012 года и подлежащего расселению, учитывая отсутствие у субъектов Российской Федерации возможности полного финансирования расходов на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, продлить на один год (до 1 января 2019 года) срок реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Почему это актуально? Какие-то остатки остаются, кто-то 31 декабря текущего года не может завершить. Мы просим регионы Российской Федерации, чтобы на федеральном уровне эти решения были приняты во благо россиян, во благо тех, кто проживает в аварийном жилье.
В-третьих, выработать новый единый механизм переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Российской Федерации на возмездной основе.
Реализация права переселяемых граждан на жилое помещение может быть решена путём предоставления сертификатов в порядке возмещения изымаемых у них жилых помещений или строительства муниципального жилья, предоставляемого гражданам по коммерческому найму.
В целях привлечения инвесторов в городах, где мотивация хорошая, это прежде всего города с численностью населения 250-300 тысяч человек, для участия в строительстве жилых домов для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, предлагаем следующее.
Предусмотреть возможность заключения соглашений между собственниками жилых помещений и инвесторами-застройщиками о переселении за счёт инвесторов либо выкупе инвестором-застройщиком жилых помещений. При этом инвестор получает право на использование земельного участка в целях строительства жилого дома с нежилыми помещениями. После сноса аварийного дома земельный участок должен переходить в собственность инвестора, а после строительства нового жилого дома с нежилыми помещениями переходить в собственность инвестора и иных собственников многоквартирного дома. В данном случае участие органов местного самоуправления тоже даёт соответствующий результат, потому что они будут лучше контролировать.
Вышеуказанные предложения требуют внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», принятия ряда нормативно-правовых документов. Желательно это сделать до конца 2017 года, потому что мы сейчас будем уточнять бюджеты, разрабатывать проект бюджета на следующий год. Регионы находятся в ежовых рукавицах Министерства финансов Российской Федерации.
Хочу подчеркнуть, очень многое сделано, впереди тоже многое предстоит сделать.
Благодарю за внимание.