Успешное развитие малого и среднего предпринимательства — ключевое условие обновления экономики, повышения её устойчивости, реализации огромного созидательного предпринимательского потенциала, который есть у граждан нашей страны.
Значительные усилия органов власти всех уровней направлены на улучшение делового климата, создание комфортных условий ведения бизнеса. Результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, проводимого Агентством стратегических инициатив, тому свидетельство.
Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы.
Так, в 2024 году численность занятых в секторе малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, должна быть увеличена на 30 процентов и составить 25 млн человек. (Справочно: сегодня этот показатель составляет 19 млн человек).
Органично вписываются в решение обозначаемых предпринимательским сообществом проблем реализуемые по всей стране целевые модели по упрощению ведения бизнеса с чёткими, конкретными ориентирами.
Так, в рамках реализации целевых моделей снижаются налоговые ставки для тех, кто работает по упрощённой системе налогообложения, устанавливаются налоговые льготы по патентной системе налогообложения. Данные меры способствуют легализации работы малого бизнеса, выходу его «из тени».
Президентом России сегодня перед всеми регионами страны поставлены задачи по снижению административного, налогового, финансового бремени на бизнес, максимальному стимулированию инвестиционной деятельности.
Стимулом к технологическому обновлению предприятий являются механизмы инвестиционного налогового вычета, льгота по налогу на движимое имущество организаций.
Для дотационных регионов, а их сегодня в России 85 процентов, эти механизмы являются стимулирующим инструментом, в том числе для привлечения сторонних инвесторов.
Мы считаем, что для создания равных условий ведения бизнеса на всей территории страны должны быть установлены единые льготные налоговые ставки.
Как эффективный инструмент развития зарекомендовала себя подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства».
Благодаря ей в регионах страны обновляются основные фонды предприятий, осуществляющих производство импортозамещающей продукции. Как результат, повышается ее конкурентоспособность, стимулируется развитие инноваций, облегчается доступ к кредитным ресурсам.
Касаясь внешнеторгового оборота не сырьевого экспорта, к сведению могу сказать, по прошлому году внешнеторговый оборот по Чувашской Республике составил 495 млн долларов, в среднем рост на 30 процентов. Это продукция химической промышленности, агропромышленного комплекса, машиностроения.
Мы считаем, что сегодня для решения задач, поставленных перед нами Президентом России, необходимо сохранить данный инструмент развития и довести его финансирование до 25 млрд рублей, как было раньше. Сегодня эта сумма составляет 6.8 млрд рублей. Проведенный анализ подобных мер поддержки показал, что они стимулируют и привлечению собственных средств в развитие и технологическое перевооружение. Так, на 1 рубль прямых бюджетных инвестиций привлекается от четырех до десяти рублей, включая субсидирование лизинговых платежей.
Основная доля федерального финансирования поддержки малого и среднего предпринимательства приходится на Федеральную Корпорацию МСП.
Кроме того, с 2018 года появилась реальная возможность у предприятий приоритетных сфер деятельности привлечь льготный кредит с конечной ставкой 6,5% по программе Минэкономразвития России.
Вместе с тем данная возможность так и не стала по разным причинам доступной для широкого круга предпринимателей в регионах Российской Федерации. Предлагаем закрепить лимиты финансирования по каждому региону с указанием сроков их доведения до получателей, а не распределять их по отдельным организациям, которые занимаются предпринимательством. В итоге отдельные регионы ничего не получают.
Справедливая и честная конкуренция, создание равных условий ведения бизнеса – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны.
Хочу остановиться на отдельных проблемных вопросах.
Первое.
Сегодня согласно требованиям законодательства по уплате налогов, в частности НДФЛ индивидуальными предпринимателями — налоговыми агентами, предприниматель платит данный налог по месту регистрации, а не по месту осуществления своей деятельности.
Например, налоговый агент - индивидуальный предприниматель, состоящий на налоговом учете в другом региогне Российской Федерации, осуществляет торговую деятельность на территории Чувашской Республики. Допустим, это касается потребительского рынка, торговли… Здесь появляются «серые» схемы и нет прозрачного налогообложения, администрирования со стороны налоговых органов.
Предлагаем предусмотреть постановку на учет в налоговых органах индивидуальных предпринимателей и уплату ими НДФЛ по месту осуществления деятельности в порядке уплаты НДФЛ, установленном для юридических лиц, имеющих обособленные подразделения.
Второе. Сейчас в регионах активно распространяется практика передачи муниципальными образованиями объектов ЖКХ в концессию бизнес-сообществу.
Планировали, что переход объектов ЖКХ в руки бизнеса будет способствовать привлечению инвестиций, обновлению инфраструктуры. Но этого не произошло.
Сегодня мы видим, что это приводит к росту тарифов для населения. А для снятия социальной напряженности из бюджета дополнительно выделяем средства для коммерческих структур для компенсации выпадающих доходов и субсидируем население.
В соответствии с действующим законодательством при заключении концессионных соглашений в сфере ЖКХ возникают обязательства по начислению амортизации, уплате налога на имущество организаций. Существенная часть организаций в малых населенных пунктах применяют упрощенную систему налогообложения, а при получении статуса концессионера у них появляется обязанность по уплате НДС.
Наряду с этим имеются проблемы и в привлечении бизнеса в сферу ЖКХ. Зачастую конкурсные процедуры на право заключения концессионных соглашений проходят безрезультатно.
Для решения этой проблемы предлагаем совместно с Минстроем и Минэкомразвития России выработать меры стимулирования субъектов малого и среднего бизнеса, реализующих концессию в отношении имущественных комплексов жилищно-коммунального хозяйства.
Третье. Правительством России в последние годы уделялось особое внимание корректировке законодательства о контрактной системе. Но от предпринимателей продолжают поступать сигналы о необходимости дальнейшего совершенствования системы закупок. Это связано с тем, что значительная доля закупок приходится на закупки отдельными видами юридических лиц – так называемыми «дочками» и «внучками» госкомпаний и госкорпораций.
Считаем, что действие постановления Правительства России № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», которое требует от поставщика подтверждения производства промышленной продукции на территории России, необходимо распространить на закупки корпораций с госучастием.
Четвертое. Остается актуальной задержка оплаты по исполненным контрактам, которая может доходить до 180 дней с момента отгрузки или подписания акта приема продукции.
Бизнес оказывается в очень сложных условиях. Средства поступают примерно через полгода после исполнения контракта, а обязательные платежи наступают фактически сразу же. Как результат, средства предприятий и организаций изымаются из оборота, возникает необходимость в кредитных средствах.
Пятое. Для реализации Указа Президента страны в части создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации важной является законодательная инициатива по предоставлению крестьянским (фермерским) хозяйствам земель сельхозназначения в собственность без проведения торгов по истечении аренды при условии использования участков по целевому назначению.